1. без Библии

2. с Библией

Урок 3. Прощение и покаяние

Xlib.Narod.Ru

Rambler's Top100

Комментарий для учителей

Цель учителя

1. Понять, что значит раскаяться и получить прощение.

2. Показать, что только Бог может привести нас к истинному покаянию.

3. Заострить внимание на том, что прощение — это дар Божий.

План урока

I. Божий призыв к покаянию относится ко всем ( Мф. 28:19).
А. Бог уважает нашу свободу выбора.
Б. Бог желает, чтобы все спаслись,

II. Голгофский крест — гарант нашего прощения ( Рим. 5:8).
А. Мы должны научиться каяться, и это приведет нас к пониманию Божьего прощения.
Б. На Голгофе Христос понес наказание, полагающееся по закону за наш грех.
В. Иисус желает, чтобы мы испытали «печаль ради Бога» о своем грехе, которая неизменно приводит к покаянию.
Г. «Печаль ради Бога» возникает в результате осознания нами того, насколько Богу отвратителен любой грех.

III. Прощение не покупается покаянием ( 2 Пар. 7:14).
А. Покаянием нельзя заработать прощение, которое, однако, нельзя получить без покаяния.
Б. Покаяние — это дар Небес, который стал доступен нам благодаря подвигу Иисуса Христа на Голгофе.
В. Только Бог может даровать нам «перемену ума», или истинное покаяние.

Комментарий

Прощение и покаяние

Будучи грешными людьми, мы должны быть благодарны Богу за Его неизъяснимую любовь к нам и за то, что Он дает нам возможность осознать свое состояние и восстановить с Ним отношения. В этом наше единственное спасение.

Библия неоднократно ссылается на Божье долготерпение: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех» ( Исх. 34:6, 7. См. также Чис. 14:18; Пс. 85:15; Иер. 15:15; Рим. 2:4; 9:22; 1 Тим. 1:16; 1 Петр. 3:20; 2 Петр. 3:15). Если бы не Божье долготерпение, у нас вообще не было бы никакой надежды на спасение. Как хорошо, что наш милосердный Бог дает нам возможность оставить злые пути. Будучи истинным Богом, Он видит причину нашей греховности и делает все для того, чтобы мы пришли к покаянию и получили у Него прощение.

Однако существует опасность, что мы станем истолковывать Божью терпимость как подтверждение того, что Он допускает существование греха в нашей жизни. Христиане из иудеев, к которым Павел обращается в Рим. 2:4, считали, что всякий грех заслуживает немедленного наказания. (См. Лк. 13:1—5; Ин. 9:2). «[Они] обычно прибегали к аргументу, что коль скоро Бог продолжает благословлять их, Он не считает их грешниками» («Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 485). Нам нужно остерегаться того, чтобы не впасть в такое же заблуждение. По Своей милости Бог продолжает даровать нам время для приготовления к Его возвращению. Однако мы не должны испытывать Его милость и терпение, продолжая лелеять свои старые грехи. Мы не должны допускать неблагодарного отношения к истинной причине Его долготерпения.

Бог не закрывает глаза на грех, но проявляет долготерпение и сдерживает Свой праведный гнев, чтобы дать возможность грешникам обратиться к Нему. «Всякое кажущееся промедление с возвращением Господа вызвано нежеланием Бога закрыть дверь спасения, пока существует хоть малейшая надежда на покаяние еще одного грешника» («Библейский комментарий АСД», т. 7, с. 615).

«Бог долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб. Однако Его долготерпение не бесконечно, и когда чаша терпения переполнится, второго испытательного срока не будет. Его гнев изольется на землю, чтобы уничтожить грех окончательно и бесповоротно» (там же, т. 7, с.946).

Последствия этого гнева будут необратимы. «То, что они будут брошены в озеро огненное, олицетворяет собой конец смерти и обители мертвых. Они никогда и ни в чем не будут иметь части на новой земле. Они являются частью этой бренной жизни и принадлежат только этому миру» (там же, т. 7, с. 883).

Все, кто желает избежать Божьего гнева, должны сейчас воспользоваться предоставленной Им возможностью для покаяния. Между человеческим земным раскаянием и покаянием небесного происхождения существует огромная разница. Человеческое раскаяние заключается в чувстве глубокого сожаления, вызванного совершенным проступком. Это чувство сопровождается решимостью впредь не допускать повторения подобных действий. (См. словарную статью «Раскаяние» в «Третьем новом международном словаре Вэбстера» под редакцией Филипа Бэбкока Гоува). Однако осуществление этого намерения невозможно для греховного человеческого существа.

Покаяние Божественного происхождения гораздо сложнее и глубже. «Библейский словарь АСД» дает ему следующее определение: «Оставление греха, принятие дара Божьей милости — спасения и вступление во взаимоотношения с Богом. Истинное покаяние предполагает глубокие перемены по отношению к греху и Богу... Покаянию предшествует запечатление Святым Духом, Который убеждает сердце грешника в бесконечной праведности Бога и в своем собственном обреченном состоянии (ср. Ис. 6:5; Деян. 2:37). Это убеждение сопровождается искренним раскаянием и глубоким осознанием своей потребности в Божьей благодати, а также готовностью к принятию Божьей праведности в свою жизнь (ср. Пс. 33:18; 50:17; Ис. 57:15; 66:2 («Библейский словарь АСД», с. 933).

Благодаря истинному покаянию жизнь преображается, потому что в человеке живет Христос Своим Святым Духом (см. Иез. 36:25—27; Гал. 5). Его постоянное присутствие в жизни верующего является необходимым условием христианской жизни. Таким образом, покаяние играет наиважнейшую роль в христианской жизни, и без него она просто невозможна. «Раскаяние в грехе является первым плодом, свидетельствующем о действии Святого Духа в жизни верующего. Это единственное средство, с помощью которого в искупленных душах отражается бесконечная чистота образа Христа» («Комментарии Е. Уайт», «Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 1068).

«Покаяние является первым шагом на пути к прощению. Прощение — это совместный дар от Отца и Сына... Святой и праведный Бог не может позволить грешнику находиться в Своем присутствии, разве только тот верой познал Иисуса Христа, оставил у Его ног свой грех... и принял Его как своего Спасителя» («Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 184).

«Покаяние — это такой же дар Христов, как и прощение, и его не найдешь в сердце, над которым не потрудился Христос. Покаяние невозможно без пробуждения совести Духом Христовым так же, как прощение невозможно без Христа. Христос привлекает грешника Своей любовью, явленной на кресте, и это смягчает сердце, накладывает отпечаток на разум, повергая душу в состояние искреннего покаяния» («Комментарии Е. Уайт», «Библейский комментарий АСД», т. 6, с. 1056).

Тексты для исследования: Мф. 9:9—13; 2 Петр. 3

1. Самой простой иллюстрацией покаяния, взятой из современной жизни, может стать пример водителя, когда он, заметив, что движется в неправильном направлении, разворачивается и едет в нужном направлении. Покаяние представляет собой процесс, в ходе которого человек, ранее находившийся в состоянии противления Богу, становится Его последователем. Существует бесконечное количество способов, к которым прибегает Бог, чтобы привлечь наше внимание к Себе и дать нам знать, что мы движемся не в том направлении. Попросите класс привести несколько примеров из Библии, которые ярко иллюстрируют средства, используемые Богом для того, чтобы указать людям на ошибочность выбранного ими пути. Возможно, кто-то из участников пожелает коротко поделиться обстоятельствами своей жизни, которые способствовали тому, что он из противника превратился в сторонника Бога.

2. Апостол Павел говорит, что «благость Божия ведет тебя к покаянию» ( Рим. 2:4). И все же порой ситуация выглядит так, как будто Богу приходится проявить максимум давления (тяжелая болезнь, семейный кризис и т. д.), чтобы привести некоторых людей к покаянию. Как Божья благость согласуется со столь суровыми методами?

3. «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9:13). Означает ли это, что верующим не нужно покаяние? Или нам тоже есть в чем раскаяться? В таком случае как быть с уверенностью в спасении?

Во 2 Кор. 7 Павел говорит о «печали ради Бога», которую мы уже охарактеризовали как печаль о содеянном и которая противоположна «печали о земном» — печали о том, что тебя уличили в содеянном. Пожалуй, лучшей иллюстрацией этих двух видов печали может стать предательство Иисуса Христа Петром и Иудой непосредственно перед Его распятием. Что дает нам основание думать, что раскаяние Петра было раскаянием ради Бога, а Иуды — печалью о земном?

Личное благовествование

Водитель вел машину на небольшой скорости, присматриваясь к табличкам с названиями улиц. Вскоре стало ясно, что он сбился с пути. Тогда водитель включил левый поворот, показывая, что намерен занять крайний левый ряд для разворота. На первом же перекрестке он остановился. Убедившись в отсутствии встречного транспорта, водитель быстро сделал разворот и продолжил движение в противоположном направлении, всматриваясь в названия улиц. Теперь он был уверен, что едет в нужном направлении.

Подобно этому водителю, все мы в свое время сделали разворот — изменили направление своей жизни в сторону духовности. В этих больших радикальных переменах и состоит истинное покаяние. Там, где появляется сожаление о содеянном грехе, возникает также и желание избавиться от него. Без покаяния невозможно спасение. Бог предлагает нам спасение еще до того. как мы попросим Его об этом. Однако до тех пор, пока мы силой Христа не оставим лелеемый нами грех, мы остаемся за вратами спасения. Должна произойти перемена. Мы должны оставить грех. Библия говорит: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» ( Притч. 28:13. Курсив автора).

Однажды Иисус рассказал притчу: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: „сын! пойди сегодня работай в винограднике моем". Но он сказал в ответ: „не хочу"; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: „иду, государь", и не пошел» ( Мф. 21:28—30). Наш долг как христиан, свидетельствующих о Боге, призывать других не только признать свои грехи, но и оставить их. Это и будет истинным покаянием.

От теории к практике

Христианский психолог Дэн Шульц «стремится помочь людям понять, что они могут восстановить целостность своей личности, прощая других». Для того, чтобы простить от всего сердца... необходимо поставить себя в один ряд со своим обидчиком и чисто по-человечески понять его. Ведь его неадекватное поведение тоже имеет свои причины, вызванные проблемами личной жизни, душевными страданиями и скрытыми страхами...» («Прощение как ключ к здоровой жизни», Журнал «Цветущая жизнь», т. 17, № 1, с. 5). Что побуждает нас сопереживать другим людям, жизненный опыт которых радикально отличается от нашего?

Вопросы для размышления

1. Поскольку Христос был Человеком, «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4:15), Он мог понять все те проблемы, страдания и страхи, которыми по вине дьявола переполнена жизнь людей на этой земле. Может ли быть утешительным для нас знание о том, что, какая бы несправедливость ни постигла нас в этой жизни, Иисус пострадал еще больше, однако же простил всех? Как изучение жизни и служения Иисуса Христа может научить нас прощать других?

2. Какую роль играет в принятии нами прощения подчинение нашей воли Христу? Как это влияет на прощение нами других людей?

3. Какое влияние на процесс «принятие прощения — прощение других» оказывает наше покаяние или отсутствие такового?

4. Противопоставьте два подхода: наложение на себя наказания за грех так, чтобы это было видно другим людям, и то, что производит печаль о грехе. Всегда ли печаль ради Бога должна сопровождаться унынием и скорбью? Приведите примеры из Библии в поддержку своей точки зрения.

Вопросы для закрепления

1. Почему невозможно по-настоящему воздать славу Богу (признать Его Господом), не пережив покаяния перед Иисусом Христом и не получив Его прощения?

2. Покаяние и прощение предполагают подчинение своей воли Богу. Нам необходимо перестать возводить на пьедестал самих себя. Подтвердите эту мысль текстами из Священного Писания.

Заключение

«Молитва Давида после его падения являет собой пример истинной печали о грехе. Его покаяние было искренним и глубоким...

Совершить такое покаяние (см. Пс. 50:1—14) своими силами невозможно; его можно получить только у Христа, Который «восшел на высоту и дал дары человекам»» (Е. Уайт. «Путь ко Христу», с. 24, 25).

Следующий

Содержание за квартал

На главную страницу


Каталог христианских ресурсов - Internet 4J. Каталог-рейтинг христианских сайтов МАРАНАФА
Allbest.ru Каталог
христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Цветы на похороны
Сайт управляется системой uCoz